YA-i-ONO

Анализ работы З. Фрейда «Я и ОНО»

1. Разделение психического на сознательное и бессознательное как основная предпосылка психоанализа

​Фрейд разделяет психическое на сознание и бессознательное. С точки зрения Фрейда сознание рассматривается не как основная суть психики, а как та сущность, которая может лишь присоединиться к другим качествам. Интересно, что он рассматривает сознание как некую вспомогательную составляющую психики, уводит ее на второй план. Такую второстепенную роль, на наш взгляд, Фрейд отводит сознанию из-за того, что:

  1. Состояние осознанности носит кратковременный характер;
  2. Состояние осознанности может переходить в неосознанное – бессознательное или латентное состояния.

То есть такой скользящий путь сознательного приводит автора к тому, что в психике есть нечто, что играет достаточно большую роль и оказывает существенное влияние на поведение человека, а именно понятие «бессознательное». В данное понятие он вкладывает наличие существенного влияния неосознанных человеком психических процессов / представлений.

При этом разделение на сознательное и бессознательное Фрейд делает на основании существования сил, противящихся осознанию всех бессознательных представлений – сил сопротивления. Интересно, что если бы отсутствовали силы сопротивления, то все процессы были бы осознанными? В таком случае, наверное, человеческая психика вряд ли бы выжила и вообще перестала бы быть человеческой, ибо пришлось бы осуществлять все те желания, которые вырвались бы из бессознательных представлений в сознательное…

2. Вытеснение как образец бессознательного

Под вытеснением Фрейд рассматривает состояния, в которых находились представления до прорыва их в сознание, удерживаемые силами сопротивления. Фрейд делает открытие в своем психоаналитическом учении о том, что бессознательное бывает вытесненное (без проработки не способное к осознанию) и латентное (способное к осознанию).

На основании открытия такой системы бессознательного он далее разделяет структуру психики на: сознательное; предсознательное и бессознательное. С одной стороны, после пояснений и детального разбора автором терминов сознание и бессознательное, становится более менее понятно их толкование. Однако, такое понятие, как «предсознательное» уклоняется от такого понимания. Переходные состояния не только в терминах психического, но и в обычных жизненных ситуациях оставляют больше вопросов, чем ответов и понимания о себе.

Примечательно, каким образом далее Фрейд строит взаимосвязь вытеснения и «Я», уполномочивая Я контролирующей функцией, которая управляет психическим таким образом, что вытесняет в бессознательное те аспекты, которые не прошли цензуры Я. Интересным и в то же время не до конца понимаемым является комментарий автора о том, что в самом Я есть бессознательные процессы, проявляющие себя как вытесненное. Конечно, для более четкого понимания хотелось бы разделять полностью осознанное от неосознанного, вытесненное от Я, однако, бесспорно, психические процессы являются более сложноорганизованными, поэтому о простоте здесь можно только мимолетно помечтать.

3. Сознание как поверхность душевного аппарата. Восприятия, идущие извне

В своей работе Фрейд заявляет о том, что сознание является поверхностью психического аппарата не только функционально, но и анатомически. Эта фраза застает читателя несколько врасплох, поскольку сложно каким-либо образом помыслить местонахождение Я где – то в душевном аппарате, если только в метафорическом. Полагаем, автор имел ввиду здесь некую отправную точку, но не реальное местонахождение где либо в коре мозга или других органах. На страницах своего произведения далее он подтверждает такое предположение.

Идея автора о том, что сознательным может стать только то, что было сознательным восприятием, также рождает много вопросов. Как быть с теми образами, которые изначально были бессознательными, но перешли в сферу сознания? Или таких не бывает, по мнению автора?

Далее Фрейд связывает логически внешние восприятия и сознательные, акцентируя свой взгляд на том, что сознательные восприятия могут таковыми стать при стремлении выйти вовне. С таким подходом можно согласиться, поскольку он гармонично согласуется с теорией психоанализа в целом.

4. Внутренние восприятия. Проблема боли на границе внешнего/внутреннего

Фрейд делает акцент на том, что отношение внутреннего восприятия к Я требует детальной проработки, поскольку задается здесь вопросом о правомерности отнесения сознания к взаимоувязке В – СЗ. Хотелось бы более разобраться в его фразе о том, что внутреннее восприятие дает ощущение процессов из различных и самых глубоких слоев психического аппарата. Каким образом был сделан этот вывод не совсем понятно, поскольку далее он говорит о том, что эти процессы малоизвестны. Вот с этой малоизвестностью мы, однако, не можем не согласиться. Вообще не известно, каким образом можно говорить о тех процессах, о которых никто не знает и которые сложно проанализировать. То, что Фрейд говорит о наличии «смутного сознания» подчеркивает, насколько зыбкая и нетвердая почва, затрагиваемая в данном исследовании.

Под болью автор понимает нечто среднее между внешним и внутренним восприятием, проявление внутреннего восприятия в том числе, когда причины исходят из внешнего мира. Данное высказывание является достаточно близким и принимаемым, поскольку любая переработка внешнего мира может исходить из внутреннего психического человека.

5. Представления о Я

Как ранее упоминал автор, Я исходит из системы В-СЗ (начального ядра), а далее затрагивает систему ПСЗ. При этом Я также бессознательно. То есть получается, что Я охватывает различные части БСЗ — >ПСЗ -> СЗ. Хотелось бы, таким образом нарисовать схематично некоторое представление о Я, однако, автор не представляет схем, предоставляя читателю самому воображать различные взаимосвязи Я и взаимосвязи сознательного, предсознательного и бессознательного. Он говорит о том, что Я ведет себя пассивно. С таким представлением о Я сложно все-таки согласиться, каким бы ни была его зависимость от бессознательного и сознательного. По нашему мнению, у Я достаточно сил для отстаивания своих границ, хотя, конечно, оно склоняется в ту или иную сторону.

Стоит согласиться с мнением Фрейда о том, что на Я влияет человеческая телесность, такие понятия как «внешние и внутренние восприятия», поскольку через восприятия Я возникают ощущения и их последующие психические отражения в сознательные и бессознательные структуры психики.

6. Я и сверх-Я. Идентификации

Фрейд выделяет в Я отдельную ступень называемую им Сверх-Я. Однако, он изрядно удивляет читателя выводом о том, что эта часть Я менее связана с сознанием. Далее он говорит о том, что загрузка объектом сменяется идентификацией. Данный вывод наименее понятный из всего произведения, когда он приводит вывод про характер человека пояснения не становятся более понятными.

Описывая расщепления Я, Фрейд, как мы понимаем, говорит о том, что различные идентификации овладевают сознанием, приводя при этом конфликты в структуре Я. Примеры, приводимые автором в части идентификаций с отцом или матерью несколько проясняют понимание (на примере всегда легче воспроизвести в сознании те или иные образы, формируемые автором), однако не описывают последовательность или алгоритм такой идентификации.

Говоря о Сверх-Я Фрейд подчеркивает, что оно носит характер запретов, карающей силы над Я. Данная карающая сила по мнению автора является наследием Эдипова комплекса. С данным выводом стоит согласиться, поскольку он подтвержден неоднократными выводами психоаналитической работы как самого автора, так и его последователей.

7. Двухфазное начало сексуальной жизни у человека

Примечательно, что Фрейд под началами сексуальной жизни рассматривает два биологических фактора: длительный период детской беспомощности и зависимости человека и факта наличия Эдипова комплекса. С точки зрения общей логики данные факторы кажутся достаточно разумными, хотя, конечно, факт беспомощности не совсем понятен, что имеется ввиду, поскольку факт беспомощности порождает желание защиты, но не совсем возникновение сексуальности. Однако, с фактом наличия Эдипова комплекса можно полностью согласиться, поскольку он возникает на более поздних этапах развития ребенка, нежели чем первое возникновение младенческой беспомощности.

Следует также рассмотреть постулат автора о том, что Я-Идеал, по мнению Фрейда, является наследием Эдипова комплекса и выражением движений либидо в Оно. Про наследие факт достаточно логичный, однако, что имел ввиду автор про движения либидо? Далее автор комментирует этот путь через взаимодействие с Я и становится более понятно движение либидо: от Сверх-я к Я и далее к Оно.

8. Два вида влечений их соотнесение со второй топической моделью

В данной работе Фрейд задается вопросом о соотнесении между образованиями Я, Сверх-Я и Оно и первичными позывами (сексуальные инстинкты и инстинкты смерти). Эту связь он сначала пытается описывать путем указания на наличие полярностей любви и ненависти с выделением такого феномена как амбивалентность. Однако, далее приходит к выводу о том, что нарастанием простой враждебности эти соотношения не описать. И наконец, он приходит к мысли о наличии так называемой индифферентной энергии, которая может носить как эротический, так и разрушающий импульсы. Данная энергия действует в образованиях психики в соответствии с делением по второй топической модели. Конечно, иным образом, наверное, было бы сложно объяснить движения влечений, кроме как процессом превращения энергии. На данном превращении строится, в принципе, описание многих законов природы.

9. Клинические аспекты необходимости второй топической модели

Как мы можем понять из прочтения данного текста Фрейда, он приводит ряд клинических примеров из практики, которые доказывают наличие структуры психики с делением ее на Я, Сверх-Я и Оно, описывая различные виды сопротивлений, желание болезни, нарциссические феномены, чувства вины и т.п. Все эти проявления в поведении пациентов свидетельствуют о том, что в психике существует некий механизм, который, хоть с одной стороны и хочет излечиться, но с другой стороны, всячески сопротивляется такому. Возникновения данных чувств, например, вины, обуславливается автором наличием напряжений между Я и Сверх-Я.

Таким образом, автор на очередных примерах доказывает существование топической модели психики, ее основные проявления и выражения в виде чувств и переживаний пациентов, транслируемых ими наружу.

10. Соотношение первой и второй топической модели

Вопросы соотношений первой и второй топической модели являются для нас наиболее сложными, поскольку в работе автора не прослеживаются четкие / структурные описания и выводы. Можно лишь предположить, что автор под фразой «Сверх-Я» доказывает свою независимость от сознательного «Я» и свою тесную связь с бессознательным «Оно»» имеет ввиду факт зависимости Я (сознательного) от Сверх-Я и бессознательного Оно. Однако, этот вывод был им сделан на страницах других его произведений, поэтому сложно говорить здесь о каком-либо четком и структурированном предположении/ответе.