Otricanie

Анализ работы З. Фрейда «Отрицание»

Особая клиническая форма высказывания в речи пациента и ее анализ

Наблюдая за речью пациентов психоаналитика, можно проследить те проекции и отрицания, которые описывает Фрейд в работе «Отрицание». Данные речи являются зеркалом, или проектором желаний, вытесненных в БСЗ.

Принимая во внимание тот факт, что БСЗ не признает отрицательную частицу «не», можно с уверенностью согласиться с мнением автора в том, что признание какого-то события маловероятным с точки зрения пациента дает аналитику понять, что это самое вероятное. Взаимосвязь понятий представляется следующим образом: вытеснение => отрицание => снятие вытесненного путем отрицания. Интересен также вопрос о принятии вытесненного. Автор говорит о том, что отрицание хоть и является способом снятия вытесненного, но речь не идет о его принятии. Данный постулат очень интригует читателя и заставляет задуматься о его справедливости и правомерности. В чем состоит польза снятия, если конечная цель по принятию не достигается?

Однако, Фрейд ободряет читателя и вселяет надежду на то, что с помощью качественной аналитической работы можно не только преодолеть отрицание, но и достичь полного интеллектуального принятие вытесненного.

Суждения атрибуции и их связь с оральными влечениями

Можно вспомнить два суждения, рассматриваемых философами: суждения атрибуции (определение подлинности, определение причин происходящего) и существования. Автор также напоминает, что суть функции суждения в принятии следующих решений:

  1. присудить какой-либо вещи то или иное свойство или отказать ей в нем (суждения атрибуции);
  2. признать за каким-либо представлением существование в реальности или оспорить его (суждения существования).

У читателя может возникнуть вопрос, а для чего автор занимается теоретическими философствованиями такого общего характера, к чему он приведет нас дальше? Как связаны понятия о подлинности предмета с психоанализом? Читателю не приходится долго рассуждать над данными вопросами, поскольку Фрейд сразу же поясняет ход своих логических рассуждений:

Суждение атрибуции по мнению автора представляет собой следующие понятия:

Отрицать = говорить; => осуждение = интеллектуальный заменитель вытеснения; => отрицание — свобода от ограничений, накладываемых вытеснением.

После прояснения появления в тексте суждений атрибуции автор подводит читателя к взаимосвязи данных суждений с оральными влечениями:

  • Хорошее => хочу съест => ввести в себя;
  • Плохое => хочу выплюнуть => исключить из себя.

Достаточно сложно и неоднозначно, на первый взгляд, выглядит связь оральности и суждений о подлинности, определенности вещей и предметов. Но следуя логике автора цепочка размыкается в конечное простое для понимания суждение: то что правильное, подлинное, я хочу ввести в себя (оральное влечение), то что нет – наоборот.

Суждения существования и вопрос о внутреннем и внешнем

Как было упомянуто выше, одним из свойств функции суждения является признание за каким-либо представлением существование в реальности или отрицание такового существования. После этой предпосылки Фрейд приводит читателя к пониманию реального/нереального с точки зрения физики и психики человека. Он поясняет читателю, что то, что находится внутри нас – ближе к миру нереального, а то что снаружи – к миру реального.

Далее автор связывает суждение атрибуции с суждением существования, говоря о том, что важно не только наличие хороших свойств объекта, но и наличие этого объекта во внешнем мире. Можно неоднозначно отнестись к этому умозаключению, потому как для многих людей, особенно для людей психотического склада, объекты внутреннего мира кажутся более реальными, чем внешние объекты.

Однако, Фрейд объясняет взаимосвязь внутреннего и внешнего, поясняя, что существование представления есть залог реальности представленного. Таким образом он говорит о том, что все, что представляется – есть реальность, легитимизирует таким образом реальность психических представлений.

Функция испытания реальности

Про тестирование реальности автор рассуждает достаточно интересным образом: «первичная цель тестирования реальности состоит не в том, чтобы найти в реальном восприятии объект, соответствующий представленному, но в том, чтобы вновь найти его, убедиться в том, что он все еще налицо». Изначально сложно понять саму суть данного высказывания, согласиться с его правомерностью, почему автор приравнивает цель испытания реальности и процесс узнавания объекта в реальном мире? Почему нет необходимости найти объект в реальном восприятии? Кажется, что автор имеет ввиду тот факт, что тестирование реальности не происходит путем нахождения объекта в физическом мире, а говорит о соответствии образа объекта в психическом и реальном мирах.

При этом достаточно интересной является мысль о контроле искажений как функции испытания реальности. Действительно, можно согласиться с тем, что в психике каждого человека имеется субъективное представление мира, которое сопоставляется с так называемым реальным («объективным») миром, чем меньше таких совпадений, тем больше степень искажения.

Интересно, что автор выделяет в функции испытания реальности еще один аспект: наличие объектов, которые некогда принесли реальное удовлетворение. Получается, что те объекты, которые были нейтральны и принесли неудовлетворение не являются реальными?

Возникновение мыслительной функции и ее связь с первичными влечениями

К взаимному влиянию мыслительной функции и первичных влечений автор подводит читателя совсем издалека, начиная с описания процесса суждения как такового. Суждение рассматривается им как «интеллектуальное действие, выносящее решение относительно выбора моторного действия, кладущее конец мыслительной отсрочке и переводящее от мышления к деянию». Можно понять, что решение, принимаемое при выборе и дальнейшее действие и есть мышление. Стоит согласиться с данной точкой зрения, но также хотелось бы ее расширить, т.к. возникновение мыслительной функции также можно рассматривать не только как понятие психического, но также и как имеющий физиологический компонент.

Однако далее Фрейд описывает мыслительную отсрочку как пробное действие и моторное прощупывание. Здесь возникает мысль о том, что он связывает психический и физический компонент мышления. При этом автор связывает возникновение мыслительной функции с сенсорикой и органами чувств. Таким образом он подбирается к выводу о том, что интеллектуальная функция есть результат действий первичных влечений.

Отрицание как наследие выталкивания

Подбираясь к описанию процесса отрицания автор говорит о так называемом выталкивании из Я какого-либо суждения в результате действия принципа удовольствия. Здесь логика автора кажется достаточно доступной и понятной, интересным является то, что он описывает этот процесс как некую амбивалентность, имея ввиду постоянное втягивание и выталкивание из Я. Под втягиванием, очевидно, он понимает подтверждение, под выталкиванием – отрицание.

Важным в данной работе является также пример, который Фрейд привел про психотиков. На этом примере мы понимаем, откуда у психотика появляется склонность к отрицанию и, показывается связь данной склонности с расщеплением влечений.

Признание бессознательного посредством отрицания

Связь отрицания и БСЗ автор описывает достаточно лаконично: признание БСЗ со стороны Я и есть отрицание. Однако, стоит только удивляться, как он смог прийти к такому выводу, который в настоящее время кажется современным психоаналитикам достаточно очевидным, но совсем не лежал на поверхности в умах его современников около столетия назад.